26.03.2020   Изменения в ЕКП-2020 в связи с пандемией коронавируса
ВНИМАНИЕ! С целью предотвращения распространения коронавируса COVID-19 при проведении и организации спортивных мероприятий, Федерация планерного спорта вносит изменения в сроки проведения спортивных мероприятий, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на 2020 год.
ТМ № СМ 12616, место проведения - г. Усмань, Липецкая обл., первоначальные сроки проведения 01.04.20-23.04-20 - перенос на июнь 2020, даты будут уточнены дополнительно;
ТМ № СМ 12617, место проведения - г. Серпухов, Московская обл., первоначальные сроки проведения 13.04.20-27.04-20 - перенос на май 2020, даты будут уточнены дополнительно
ЧР, класс-смешанный № СМ 12618, место проведения - г. Усмань, Липецкая обл., первоначальные сроки проведения 24.04.20-09.05.20 - перенос на август 2020, даты будут уточнены дополнительно;
ТМ СМ № 12619, место проведения - г. Серпухов, Московская обл., первоначальные сроки проведения 11.05.20-22.05-20 - перенос на июнь 2020, даты будут уточнены дополнительно. Возможны изменения в сроках проведения спортивных мероприятий, запланированных на май 2020г.
Обо всех изменениях информация будет оперативно публиковаться на сайте ФПлС.

09.03.2020   Отчетно-выборная Конференция ФПлС России
Очередная отчетно-выборная Конференция ООО «ФПлС России» состоялась 8 марта 2020 г.по адресу: г. Москва, проспект Мира д.111, Мемориальный музей космонавтики. Основные решения, принятые на Конференции:
1. Утвержден отчет президента ФПлС России Рябчинского С.В. за период 2016-2019 гг.
2. Утвержден отчет ревизионной комиссии ФПлС России за период 2016-2019 гг.
3. На должность президента ФПлС России на срок с 08.03.2020 до 08.02.2024 избран Тимошенко Дмитрий Владимирович
4. Утвержден состав Президиума ФПлС России на срок с 08.03.2020 до 08.02.2024:
Тимошенко Дмитрий Владимирович;
Баламут Лада Михайловна;
Пермяков Антон Геннадьевич;
Свиридова Тамара Андреевна;
Серов Сергей Александрович;
Шальнева Нина Николаевна;
Галайчук Виталий Евгеньевич;
Боровик Виталий Константинович;
Рябчинский Сергей Васильевич;
Тугушев Николай Анатольевич;
Гаврилина Мария Сергеевна;
Кочкин Владимир Владимирович;
Морозов Анатолий Васильевич;
Руденко Иван Юрьевич;
Анистратов Алексей Алексеевич.
3. Утвержден состав Ревизионной комиссии ФПлС России на срок с 08.03.2020 до 08.02.2024
Складнев Александр Викторович - председатель;
Колесникова Ольга Владимировна, Шишлакова Вера Васильевна - члены.
4. Утверждено "Положение о взносах в ФПлС России" на период 2020-2023 гг.
5. Утверждены размеры вступительного, членского и целевого взносов в ФПлС России на период 2020-2023 гг.

С полным текстом протокола Конференции, отчета президента за период 2016-2020 гг, отчета ревизионной комиссии за период 2016-2019гг и "Положения о взносах" можно ознакомиться в разделе "Документы"
Отчет ревизионной комиссии на Конференции-2020Положение о взносах-2020
Протокол конференции-2020Отчет ФПлС о работе за 2016-2020гг

13.02.2020   День рождения Кузнецова Ю.А.
Сегодня в России празднуется день планеризма!

Потому что сегодня день рождения самого известного российского пилота-планериста, самого титулованного и, наверное, самого опытного - Юрия Александровича Кузнецова. Сегодня ему исполнилось 80 лет! Юрий Кузнецов, поздравляем!

Выпускник Физтеха, парашютист-спортсмен, а затем пилот-планерист. Человек один из немногих, кого можно назвать профессиональным пилотом-планеристом, т.к. именно полеты на планере стали его профессией и его жизнью. Хотя был момент, когда Юрий Александрович поработал и большим пилотом в ГА. Он летал в сложных условиях севера и полюса на легендарном Ил-14. Причем, делал это не один, другой известнейший и титулованный планерист Панафутин Владимир Юрьевич Владимир Панафутин тоже летал на Ил-14 в ГА. Но потом все равно было возвращение в планерный спорт, как спортсменом в сборную, а также работа тренером, инструктором. До сих пор Юрий Александрович поднимается в небо с уже летающими самостоятельно молодыми пилотами, чтобы показать им основы парящего полета.Передавая таким образом свой опыт молодежи.

Его родной клуб Аэродром Пахомово, несомненно, гордится таким ветераном, а также теми страницами истории, которые были написаны им. Именно из Пахомово он уходил в свой рекордный полет на Бланике, который завершился вечером того же дня, но на берегу Азовского моря. 921 километров от Москвы, село Степановка. Как рассказывает Юрий Саныч, была еще высота 2200 метров и хотели в Крым махнуть, но передумали, сели и с голодухи у рыбаков набрали 2 парашютные сумки раков. Потом ночевали в школьном спортзале.

Юрий Александрович закончил Московский физико-технический институт в 1963 г. инженер-физик (специальность аэродинамика), Центральная лётно-техническая школа ДОСААФ в 1970 г., Академия ГА в 1984 г.

04.02.2020   ОВК
Уважаемые члены Общероссийской общественной организации «Федерация планерного спорта России» (ФПлС России)!
На заседании Президиума ФПлС России, состоявшемся 29.01.2020г., принято решение о проведении очередной Отчетно-выборной конференции Общероссийской общественной организации «Федерация планерного спорта России (ФПлС России)».

1. Дата и место проведения конференции: 8 марта 2020 года, г. Москва. Адрес проведения: г. Москва, проспект Мира д.111, Мемориальный музей космонавтики.
2. Нормы представительства делегатов на конференцию от регионов: 5 делегатов от региона
3. Проект повестки дня конференции:
- Отчет о деятельности ФПлС России за период, прошедший с даты
проведения предыдущей конференции ФПлС.
- Отчет ревизионной комиссии
- Выборы Президента ФПлС России
- О количественном составе Президиума
- Выборы членов Президиума ФПлС России
- Выборы Ответственного секретаря ФПлС России,
- О количественном составе Ревизионной комиссии ФПлС России
- Выборы членов Ревизионной комиссии ФПлС России
- Утверждение Положения о взносах ФПлС России
- Разное
Участвовать в отчетно-выборной конференции ООО ФПлС России могут любые лица – в качестве наблюдателей, с правом голоса – только действительные члены Федерации, избранные делегатами на конференцию в соответствии с Уставом ФПлС России. Избирательное право членов ФПлС России осуществляется лично.

Ваши мнения, предложения и документы для рассмотрения на Конференции просьба высылать электронно до 23 февраля 2020 на адрес glider.fed@yandex.ru (с пометкой: "в секретариат Конференции-2020")

С уважением, Президиум ФПлС России

31.01.2020   Местные процедуры
Чемпионат России по планерному спорту,
класс - смешанный 25.04.2019 — 09.05.2019 г.
Регламент (Местные процедуры)
Чемпионат России по планерному спорту, класс - смешанный 25.04.2020 — 09.05.2020 г. Регламент (Местные процедуры)

10.01.2020   С наступившим Новым Годом, коллеги!
В Новосибирске, на аэродроме Бердск — Центральный открыли планерный сезон 2020. Выполнили ряд полетов на Бланике. Было трудно. Снег, метели, ветер — не позволили начать полеты с 4 января. Начали только 8-го января, с трудом вытащив планер на полосу через снежные сугробы.. Облетали планер, выполнили ввод в строй инструкторов и летчиков-буксировщиков, слетали по разу с молодыми. С ближайших выходных планируем начать основные полеты. С наступившим Новым Годом, коллеги!

01.10.2019   Чемпионат России по планерному спорту (классы пилотажные)
Опубликован бюллетень №1 чемпионата России по планерному спорту (классы пилотажные)
Чемпионат России по планерному спорту (классы пилотажные)

10.09.2019   Кубок СибНИА по юношескому планерному спорту, класс начальный.
31.08.2019 – 01.09.2019 на аэродроме «Бердск-Центральный» в Новосибирской области прошел Кубок СибНИА по юношескому планерному спорту, класс начальный. Впервые соревнования для юных пилотов, занимающихся в Юношеской планерной школе им. В.М. Рыцарева при СибНИА на планерах БРО-11, были проведены в 2018 году.

25 ребят в возрасте от 12 до 16 лет в течение двух дней соревновались за звание лучших пилотов в трех упражнениях: «Пробежка», «Подлёт» и «Полёт на заданную высоту». Кроме того, по сумме очков в трех упражнениях был определен Победитель Кубка СибНИА.

Несмотря на юный возраст участников, накал страстей не уступал взрослым соревнованиям. Каждому пилоту в упражнении предоставлялось по две попытки, в которых оценивалась правильность исполнения каждого элемента полета на 3 этапах – старте, самом полете (или пробежке) и финише, а результат упражнения засчитывался по лучшей попытке. И все равно в двух упражнениях с первого раза не получилось определить лучших пилотов, т.к. несколько участников набрали одинаковое количество очков, и ребятам пришлось делать перестартовки упражнения для того, чтобы определить лучших.

По результатам соревнований пилоты, занявшие с первого по третье место в каждом упражнении, были награждены не только грамотами и медалями, но и подарками от партнеров и друзей ЮПШ. Победители упражнения «Пробежка» были награждены сертификатами на 10 минутный полет на вертолете, предоставленный мастером спорта по вертолетному спорту И.В. Диденко. Пилоты, занявшие с первого по третье место в упражнении «Подлёт», получили сертификаты на ознакомительный полет на самолете Аэропракт А-22 на аэродроме Мочище. Ну а победители упражнения «Полёт» и обладатель Кубка СибНИА получили ознакомительные полеты на планере Бланик на аэродроме Евсино. Соревнования получились интересными и зрелищными и для самих спортсменов, и для судей, и для зрителей, которых на аэродроме в эти выходные собралось немало. Желаем Юношеской планерной школе им. В.М. Рыцарева успехов и надеемся в скором времени увидеть пилотов ЮПШ в рядах «взрослых» планеристов.

05.09.2019   Чемпионат Мира в классе 13.5 метров
В Италии начался Чемпионат Мира в классе планеров 13.5 метров в котором принимает участие российский пилот - Александр Каплунов на планере Минилак литовского производства.
Уже разыграно 3 летных дня. Параллельно с чемпионатом в 13.5 метров проходит первый экспериментальный чемпионат на электропланерах, где применяется уникальная система подсчета очков, а выигрывает тот кто меньше всего потратил энергии, запасенной в аккумулятор своего планера.

https://1eglidecontest.home.blog/
www.soaringspot.com Примечание: Для правильной работы ссылки на SoaringSpot используйте VPN или другие средства для доступа к ресурсам заблокированным Роскомнадзор.

05.09.2019   Чемпион России в клубном классе планеров
Завершилось крупнейшее российское первенство - Чемпионат России в клубном классе планеров. 26 участников. Разыграно 9 упражнений. Чемпионом стал опытнейший пилот - Дмитрий Тимошенко, традиционно представляющий нашу страну на Чемпионатах Европы и Мира. Вице-чемпион - Антон Минский. Третье место - Василий Ерофеев.
Федерация планерного спорта России благодарит аэроклуб Усмань за высокий уровень проведения соревнований. Все возникающие нюансы - в первую очередь это сложность структуры воздушного пространства - CTR гражданского аэропорта и многочисленные зоны ограничения полетов активно летающих военных, не помешали полноценно определить чемпиона и хорошо полетать. По времени буксировки планеров были достигнуты небывалые показатели - удавалось поднять всех участников в небо менее чем за час.

В этих соревнованиях по инициативе аэроклуба Усмань и Воронежской Федерации планерного спорта появились два интересных нововведения - т.н. клубный зачет и негосударственная стипендия для чемпиона. Клубный зачет аналогичен командному (который формируется по региональному признаку), но состав и названия определяют сами участники. Победителем в этом новом клубном зачете стала команда "Русский стандарт", в составе которой победитель Чемпионата и вице-чемпион (Д. Тимошенко и А. Минский). А негосударственная стипендия, выделяемая Верхнехавским агрохолдингом, имеет объем определяемый тратами для покрытия поездки на международные соревнования. Которые ложатся непосредственно на члена сборной. С чем и связан тот факт, что не все кто отобрался в сборную по результатам общероссийских соревнований, могут осуществить поездку.

29.07.2019   Судьи всероссийской категории
Приказом Минспорта России от 26 июля 2019 г. № 103 нг звание "Спортивный судья всероссийской категории" присвоено следующим планерным судьям:

Республика Татарстан
ЗЕНДЕРМАН Наталья Георгиевна
ЛОГВИНА Фирая Каюмовна
САЛАХУТДИНОВ Гусман Ибрагимович


Воронежская область
ПАНАФУТИН Владимир Юрьевич


Благодарим всех людей, кто занимается судейством и помогает нам.


Поздравляем с этим событием всех планеристов-спортсменов, т.к. без судей такой категории, мы не сможем проводить свои национальные первенства. Это особенности регулирования отечественного спорта.

28.07.2019   
Завершился 22-й чемпионат Мира по пилотажу на планерах в Румынии. Впервые за долгий срок наши пилоты не борются за звание чемпионов в самом престижном и сложном классе - Unlimited (без ограничений).
Но это компенсируется участием дебютантов международных соревнований - Марии Гаврилиной и Олега Ларионова. в классе Advanced (С ограничениями). Их тренерами выступают опытные пилоты - чемпионы Мира: Георгий Каминский и Владимир Ильинский. Наши пилоты отлетали все 6 программа и по итогам чемпионата Мария заняла 14 место (всего участников 31), а Олег 28-е.
По мнению Владимира Ильинского - достижения Марии это великолепный результат, особенно, если принять во внимание количество тренировок, Олег также молодец, поскольку выполнил все задачи поставленные тренером.

С результатами можно ознакомиться по ссылке https://civa-results.com/2019/WAGAC_2019/indexpage.htm Фотографии взяты со страницы https://www.facebook.com/22nd-FAI-WGAC-10th-FAI-WAGAC-2019-Deva-Romania-2041645302619757/

26.07.2019   Рассказ. ПЛОЩАДКА.
В последнее время как-то часто в нашем маленьком планерном сообществе ребята стали садиться на площадки. За последних две недели четыре посадки в поле или пять… И это при том, что за все предыдущие сезоны ни одной. Вот и вчера, в воскресенье двое умостились на поле совершенно недалеко от аэродрома. В том числе и я. С утра все складывалось как нельзя лучше. После недели дождей настало утро воскресенья с голубым небом и ярким солнцем. Солнышко усердно прогревало землю и уже к полудню стало окончательно понятно, что необходимо выкатывать планера на старт. Массивные тучи с темным основанием расположились на небе в южном и западном направлении. И манили нас…, манили…, как «красные труселя Михалыча». Мне уже давненько хотелось испытать возможности своего «Янтаря» так сказать по максимуму, поэтому увидев такое великолепие я не стал долго размышлять, а выкатился вместе со всеми. Буксировщик по-быстрому забросил всю нашу стаю наверх и каждый полетел по своему плану. После отцепки я достаточно быстро выбрал кромку на 1300 метров и пошел на запад по пути останавливаясь ненадолго под наиболее мощными облаками поднабрать высоты и продолжить путь. Облака были одно другого краше и полет не представлял никаких трудностей, необходимо было просто лететь от одного к другому, наслаждаться полетом и любоваться видами. Я летел без оглядки полагая, что после того, как достигну цели своего путешествия, то смогу вернуться обратно под такими же красивыми и «рабочими» облаками, как и летел туда. Таллинское шоссе ломаной линией уходит к Эстонии и ведет меня в сторону Кингисеппа. Этот город по моему замыслу будет первый поворотный пункт моего маршрута. Второго пока еще не было потому, что как и куда лететь потом - будет решаться потом. Заморачиваться на это сейчас не хотелось. Так сказать, полет в свободном стиле, ни к чему не обязывающий экспромт в небе. Денек был действительно великолепен и я наслаждался окружающими красотами с высоты птичьего полета и птицами на своей высоте. Восточнее, не очень далеко от меня, противоположным курсом шла огромная стая аистов. Наверное около трех десятков птиц с вожаком во главе. В их построении четко угадывалась иерархия стаи. За все время, что я их наблюдал никто из них не решился изменить свое место в строю, как в прочем и взмахнуть крыльями. Они летели как монолит, как солдаты на параде, не шелохнувшись и наверное не дыша. За то время пока я их видел птицы пролетели 5-7 км и ни единого движения, даже длинные клювы смотрели в одном направлении, как антенны и не поворачивались. По какому поводу такая торжественность? В середине дня, посреди лета… Может юбилей или праздник какой-нибудь птичий? День независимости аистов планеты Земля или теща вожака пригласила всех на блинчики с лягушатиной? Как бы то ни было, а причина такой демонстрации должна быть весомой. Внизу подо мной появилась красивая дорожная развязка в виде бабочки от которой одна дорога уходит в Ивангород на границу с Эстонией, а другая в Кингисепп. Да вон он и сам виден вдали. До городских многоэтажек осталось не более десятка километров. Вдруг что-то забарахлило. Вроде бы все в норме, но уже не так хорошо, как раньше. Очередное облачко, казавшееся издалека идеальным и образованным от хорошего потока, на самом деле оказалось лохматым и слабым на подъем. Вариометр под ним не верещал захлебываясь, как раньше, а вякал еле еле. Ну такое бывает подумалось мне. Схожу под другое. И под другим не очень и под третьим. Как будто кто-то выключил небесный рубильник и восходящие потоки разом иссякли. Что-то нехорошее шевельнулось внутри. Я посмотрел более внимательно на север в сторону своего аэродрома и увидел, что обстановка коренным образом изменилась. От былого великолепия не осталось и следа. Вернее след остался. Шикарные кучевые облака превратились в какую-то неравномерную мазню непонятного серого цвета, закрывшую голубое небо от меня и почти до самого аэродрома. Земля лишилась солнечного тепла, нет прогрева, а значит под такими облаками никаких потоков и быть не может. Рядом все тоже потихоньку сдохло. Похоже я влип. План вернуться обратно под теми же облаками, под которыми я пришел сюда провалился. Созрела острая необходимость покумекать, как выбираться из всего этого. Причем сделать это нужно быстро, я бы даже сказал моментально. Высота тает на глазах. На самом деле оно так и происходит в полете, но сейчас все хочется рассказать в подробностях. Без паники! Прикинем все «За» и «Против». «За» - высота 1200 метров и… Пожалуй и все. «Против» - до «точки» (аэродрома) около 40 км, а может и несколько больше. Впереди атермичная зона, почти все 40 км полнейшее отсутствие восходящих потоков. Двигаться в другом направлении, не в сторону аэродрома и искать потоки тоже бессмысленно, потому как похоже, что погода «выключилась» везде. А еще встречный ветер. Несмотря на то, что он не сильный все равно это серьезное препятствие. При попутном ветре или в штиль на таком удалении и с такой высотой можно было бы надеяться дойти «на качестве», а сейчас это действительно не реально. Еще одно немаловажное «против» это отсутствие хоть какого-либо практического опыта посадки на площадку. Были только одни разговоры на эту тему и огромное желание слетать учебную площадку. Но это желание так и не воплотилось в реальное упражнение. Все откладывалось на потом, до лучших времен, авось пронесет. А сейчас перспектива сесть на площадку вполне реальная. Я бы даже сказал 100 процентная. Если конечно не случится чудо. Кстати о чудесах. В планеризме это вполне работающий фактор, на который следует надеется и принимать его в расчет. Не один раз они (чудеса) со мной случались и вытаскивали меня из совсем уж критических ситуаций. Но это при условии, что борешься до конца и не опускаешь руки. И тогда ОНО - Чудо случается. Несколько раз уходил с 200 метров и один раз даже тогда, когда площадки поблизости видно не было. Наверное потому, что когда складывается сложная ситуация из которой кроме чуда выхода нет никакого, то ОНО и случается. Но это мое личное мнение, не претендующее на абсолютную истину или правило. Ну вот вроде бы и все. Обстановку оценил и оказалось, что она весьма хреновая. Пора принимать решение. Всем встать! Оглашается решение! Именем Всемирного планерного сообщества, Федераций планерного спорта России, Санкт-Петербурга и Куммоловской стаи командиром воздушного судна – отдельного планера «Янтарь-стандарт 2», на основе глубокой всесторонней и моментальной оценки обстановки принято решение: Идти в сторону аэродрома и надеяться на чудо по пути! Решение принято окончательно и может быть отменено только тем же командиром воздушного судна в случае принятия им нового решения! Все, полетели. Внизу в обратном порядке сменяют друг друга деревеньки и примечательные ориентиры. Я двигаюсь в сторону аэродрома. Скорость 90-95. Монотонность и неторопливость этого процесса действуют на нервы. Вот уже высота меньше 1000 метров, а впечатление такое что продвинулся совсем чуть-чуть. 900, 800. Появился и отчетливо виден край этой мглистой облачности. Есть шанс дойти до чистого неба на приличной еще высоте и постараться словить хоть какой-нибудь поток от прогревшейся уже немного земли. Но для этого необходимо экономить высоту, а это значит пилотировать максимально чисто. Скорость 95 и ниточка по центру. Триммируюсь точно на 95. Педальки держу ровно. Ниточка застыла. До края облачности совсем немного, но и высота уже 500. Шансы словить поток минимальные. Выхожу из-под облачности на краю большого поля. Посредине его, трактор деловито таскает за собой косилку все увеличивая проплешину скошенной травы. Прикидываю возможность посадки. Длинна поля пару километров - это хорошо, но проплешина узкая – это плохо. За скошенную траву при посадке можно зацепить крылом и тогда циркуль неизбежен. А это – вероятная поломка планера. Нет это не вариант. Хотя было бы интересно посмотреть на вытянувшиеся физиономии механизаторов после посадки планера на свежескошенное ими поле. Подхожу к центру поля и вдруг толчок снизу и еще один. Я замер. Стрелка вариометра уверенно подползла к нолику, но его не преодолела. В поисках счастья очень корректно закладываю идеальный вираж. Еще пару толчков и все. Пузыри. Земля только начинает прогреваться. Может здесь и будет хороший поток, но не сейчас. Второй круг делать бессмысленно. Только потеряю высоту. Лучше ее остаток потратить более разумно на поиск лучшей площадки. Лечу дальше. Стрелка высотомера приближается к 300. Критическая высота. Ниже 300 все правила и наставления в один голос рекомендуют искать площадку и оставить все попытки выпарить. Хотя бывают и исключения, но похоже это не тот случай. А вот за дорогой свежескошенное поле и трава даже убрана, и расположено оно вдоль направления ветра. Все идеально! Но есть одно «Но». Вдали показался наш аэродром. До него осталось совсем немного, на глаз 5-7 км и похоже, что можно дотянуть. Однако не все так просто, больше половины этого расстояния сплошной лес. И если случайный нисходящий поток, то садится на деревья не самый лучший выход из сложившейся ситуации. Что делать? Я почти долетел, но чуда не произошло. Аэродром близко, но есть риск разложить планер или самому разложиться на деревьях. Но риск благородное дело! Да, конечно, но ставки в этой игре несоизмеримы выигрышу. Другими словами - игра не стоит свеч. Понятно, что вариант посадки на площадку более приемлем даже несмотря на отсутствие практического опыта в этом деле и наличии только теоретических познаний. Так сказать, с чужих слов. Он безопаснее. Хотя и обидно. Ведь почти дома, почти долетел, но все же почти… На краю поля, вдоль дороги милая и очень уютная деревенька. Ну совсем крошечная, всего пару десятков домиков. Наверно это её жители совсем недавно скосили и убрали с поля всю траву. Как любезно с их стороны! Можно считать это своеобразным приглашением зайти, вернее залететь на огонек. И я им с удовольствием воспользовался. Построил круг захода и подтянув по туже ремни пошел на посадку. «Сабля», я два сорок один. Захожу на площадку между Велькотой и точкой – доложил я РП. Выпускаю колесо и подхожу к «четвертому». Где севернее? На какое поле? Какая высота? – засыпал меня вопросами РП. Но разговаривать уже не было возможности. Я уже был на «четвертом». «Подробности письмом» - коротко отвечаю я. Четвертый разворот получился прямо над центром деревушки на высоте не более сотни метров. Регулируя интерцепторами интенсивность снижения, я иду на посадку. Краем глаза замечая, как трудолюбивые селяне копошатся в своих огородиках и дворах не замечая планер над их головами. Ведь все происходит почти бесшумно. Однако похоже одна бдительная бабулька все же нашлась. Всплеснув руками и замерев на месте она взглядом проводила планер и наверно даже произнесла что-то вроде «Батюшки!» но это я уже не видел. Подо мной промелькнул крайний к полю домик, стремясь идти точно по покосам я выравнялся и стал гасить скорость, прибирая ручку на себя. Касание неожиданно было мягким и приятным. Планер еще разок подскочил на небольшом холмике и уверенно покатился по полю. Через несколько секунд я уже отстегивал ремни и открывал фонарь. Такая мягкая посадка была для меня очень большой неожиданностью. Абсолютно такая же, как если бы я приземлился на поле нашего аэродрома. Я ожидал жуткой тряски и всего чего угодно только не этого. А вот ведь как оно происходит. И ничего страшного в этих площадках оказывается нет. Я вылез из планера и осмотрел окружающее меня летнее великолепие. Поле, на которое я сел теперь поражало своими размерами, хотя с верху это была заурядная, небольших размеров площадка. По его краю росли деревья, с двух сторон обрамляя шоссе местного значения, по которому носились редкие автомобили. Стрекозы и мухи летали туда-сюда по своим делам, кузнечики стрекотали в траве, слепни готовились накинуться на нового и наверняка вкусного, неожиданного гостя, небо голубело, облака ослепительно белели на его фоне. И всем было абсолютно «фиолетово» до того, что я впервые в своей жизни совершил настоящую, с маршрута, «боевую» площадку! Я стоял задрав голову в небо и любовался тем, как кто-то из моих более удачливых коллег на «Бланике» обрабатывает восходящий поток и поднимается все выше и выше. Как одинокий орел занимается тем же и лихо ввинчивается в синеву. Как ласточки носятся за насекомыми. И нисколько не испытывал обиды от того, что мой полет прервался так вот неожиданно. Наоборот меня переполняла радость, потому что это была еще одна ступенька необходимая для совершенствования своих летных навыков и психологический барьер, который хоть и по воле случая, но я все-таки преодолел. Что-то прошипела радиостанция и я вспомнил, что забыл сообщить РП о своем приземлении. «Сабля», я два сорок один. Я на площадке, все нормально. Прошу прислать буксировщик. Где площадка объясню по телефону. «Принято, звони». Удовлетворенно буркнула «Сабля». Я звякнул буксировщику и объяснил где нахожусь. От него я так же узнал, что наше планерное сообщество, моя «стая» не особенно и убивается по поводу потери одного из своих «соколов». Буксировщик на помощь мне посылать не спешит, а собирается использовать его по прямому предназначению - для подъема остальных «соколов» в небо, дабы по-максимуму использовать удачную парящую погоду. Ну а как всех поднимет, тогда уже и за мной прилетит. Так, что у меня появилась реальная перспектива позагорать на этом поле некоторое время. Ну и ладно. Не особо огорчившись я вытащил из кабины парашют, бросил его под крыло и удобно устроился в тенечке отдохнуть. Я лежал на парашюте и ощущал под собой тепло хорошо прогретой солнцем земли. Теперь понятно от чего нагревается воздух наших потоках. Земля действительно хорошо грела. В голове само собой стало всплывать все со мной произошедшее. Мозг привычно стал сортировать все по «полочкам». Примечательно, что волнение перед предстоящей площадкой возникало только тогда, когда делать было нечего. То есть когда я монотонно тянул «на качестве» к аэродрому и было много времени, которое мозгу просто нечем было заполнить. Вот он и старался, и рисовал картины одна другой краше. А когда появилась действительно настоящая работа – поиск поля, построение захода, доклад РП и посадка то эмоции исчезли. От страха, сомнений, нерешительности не осталось и следа. Есть работа и её необходимо выполнить, как учили. Вперед! Разум сильная штука, но инстинкт самосохранения наверно все же сильнее. В нужный момент он отметает все второстепенное и мобилизует резервы организма для решения важной задачи. Так вспоминая и размышляя, я провел около часа. Вскоре послышался знакомое тарахтение нашего Як-12. Буксировщик сделал круг. Сначала сбросил фал, а со второго захода примостился рядом со мной. Я засуетился, одел парашют, пристегнул фал и собрался уже устраиваться в кабине, да вот незадача – выпустить меня некому, а взлетать с крыла на Янтаре я еще не пробовал. «Как взлетать собираешься? Выпустить то некому». Спросил Сергей - пилот буксировщика. «А какие могут быть варианты? – вслух подумал я. «Вариант только один, с крыла взлетать. Больше вариантов никаких». На том и порешили. Сергей пошел заводить самолет, а я стал устраиваться в кабине планера. Потуже затянув ремни, я еще и еще раз прокручивал в голове возможные проблемы при взлете с площадки, да еще и с крыла. Что необходимо делать, чтоб быстрее оторвать крыло от земли, как действовать, чтоб не зацепить за траву на разбеге и побыстрее оторваться, проверил фиксацию интерцепторов, взял веревку от тросика отцепки в руку. Ну вроде бы все. Готов. Буксировщик проехал вперед, Фал, соединяющий нас натянулся. Я уже было открыл рот, чтоб доложить о готовности к взлету, но вдруг по полю пронеслась огромная крылатая тень. Ого! И что это было??? Задрав голову вверх вижу, что на высоте 70-100 метров в лихом вираже на посадку заходит краснохвостый «Бланик». «Два сорок один, захожу на площадку рядом с тобой» - раздалось в эфире. Антоха!!! Вот это сюрприз! Еще один из нашей стаи пострадал от сегодняшней коварной погоды. Почти цепляя за кроны придорожных деревьев, «Бланик» круто заложил «четвертый» и вопреки всем правилам, по ветру и поперек покосов пошел на посадку. Мягко шлепнувшись на землю и немного пробежав планер остановился. Ликованию моему не было предела. Как все вовремя! «Нашелся к шарику горшок и хвостик к дню рождения!» - как любил напевать с друзьями Винни Пух. Мой выпускающий прилетел, как по мановению волшебной палочки. Взлет в отличии от посадки получился не сразу. Первый дубль был неудачный. Левое крыло зацепилось за кучку нескошенной травы в самом начале разбега, когда скорость была еще совсем маленькая, и несмотря на ручку в правый борт и правую педаль в упор поднять его уже не получилось. Планер пошел боком и пришлось отцепиться, чтоб не наломать дров. Дубль 2 был более удачным, хотя и очень корявым. Но как бы то ни было я снова в воздухе, впереди маячит буксировщик и мы вместе перелетаем тот злополучный лес, который помешал мне дойти до аэродрома. Впереди посадочная полоса. Отцепка и посадка прошли штатно. _______________________________________________________________ А все же почему у нас в последнее время стало так много посадок на площадки? Почему так происходит, в чем причина? В моем случае это желание научиться тому, что еще не делал, пролететь дальше, пройти маршрут длиннее. В случае с Антоном причина та же. Он вообще фанатично штурмует высоты планерного мастерства, да и другие ребята пытались освоить что-то новое. Значит среди наших планеристов уже сформировалась, какая-то «критическая масса», которая ищет пути к совершенствованию самих себя, своих навыков и опыта. Так это же хорошо! Так значит скоро появятся конкуренты у признанных планерных «гуру». Готовьтесь. Мы уже идем!

26.07.2019   В эти дни на аэродроме Усмань-Шаршки гостит Vladimir Fedorov
В эти дни на аэродроме Усмань-Шаршки гостит Vladimir Fedorov. Он приехал к нам из Дании, где состоит в планерном клубе. Было бы верхом нелюбопытства отпустить его без обстоятельного рассказа – А КАК У НИХ? Для справки: Владимир - выпускник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Всегда мечтал научиться летать на планере, но мечта воплотилась только в Дании, куда он переехал жить и работать. Российским планеристам он знаком хорошо, в свое время даже читал по скайпу лекции по метеорологии. Владимир мало что знает о системе ДОСААФ, но сравнительный анализ между отечественным и европейским планеризмом провести может. - В Дании планерный спорт достаточно развит и популярен. На небольшом острове, где расположен Копенгаген – 6 клубов, расстояние между ними около 50 км, в каждом летают минимум 50 человек. Информацию о клубах распространяют сами пилоты – они снимают видюшки, выкладывают их в соцсети. Проводятся и Дни открытых дверей с покатушками. - Как стать членом клуба? - Легко. Приходишь в ближайший клуб, платишь взнос и начинаешь учиться. Годичное членство для курсантов – около 75 тыс руб, за эти деньги можно летать с инструктором сколько хочешь в лётные дни. У нас там взлеты с лебедки, поэтому обучение выходит недорого. Много взлетов-посадок, потому как погода не такая хорошая, как здесь. Клуб – юридическое лицо, но не коммерческое. Там никто не зарабатывает, все держится на волонтерстве. Есть президент, президиум, бухгалтер-кассир – все на общественных началах. Летают, как правило, в выходные дни, летом иногда по средам, после работы. Есть инструкторы, которым интересно обучать – они сами не летают, а только обучают новичков. И таких полно. - Как расходуются деньги? - Мы платим клубный взнос. Небольшие отчисления идут в Федерацию. Каждый год проводятся собрания членов клуба, где кассир отчитывается, представляет бюджет и подводит баланс. На этом же собрании принимается решение, куда лучше потратить деньги в следующем году, нужно ли обновлять парк и т.д. Есть и обязательные траты, типа страховок, аренды земли, налогов, хотя сейчас у некоммерческих клубов много налоговых поблажек. - Сколько пилотов в твоем клубе? - У нас около ста человек, активно летающих и платящих полный взнос. Дело в том, что там существует градация взносов – для начинающих, для летающих только на клубном Дуо-Дискусе, ну и дальше в зависимости от типов планеров. - Какие у вас в клубе планера? - ASК-21 и ASК-23 для обучения, два LS-4, Discus CS, LS-8, Ventus 2cT, два Duo Discus и есть мотопланер Dimona. А недавно мы купили Dynamic - ультралегкий самолет для буксировки. Но взлеты по-прежнему очень популярны с лебедки. Мы там не такие разбалованные, как здесь – нас никто до 600 м не поднимает, мы можем выпаривать и с 200 м. И вообще, в плане организации полетов там все намного проще - нет таких жестких правил и строевой подготовки. За все действия отвечает пилот. Нет радиообмена «разрешите то» - «разрешите это». Можно летать тихо и вообще никому ничего не докладывать. Часто есть заход «левый-правый», один из них только для планеров, и если ты по нему заходишь, можно никому не сообщать. Так как воздушное обычно пространство неконтролируемое, «Земля» тебе не может ничего указывать, только давать информацию. - А как у вас обстоят дела с популяризацией спорта, с привлечением новых членов клуба? - Везде сейчас одно и то же - молодежь неохотно идет в планеризм, предпочитая компьютеры и телефоны. Мне кажется, сейчас все стало доступным, и заставить людей тратить свое время для достижения долгосрочной цели очень трудно. - И все же в одном вашем клубе людей не намного меньше, чем во всей нашей стране… - Финансовый вопрос имеет большое значение: там все доступнее. Взлет с лебедки – на наши деньги 300 руб, на самолете затяг на 400 м – 1700 руб. Молодым, конечно, намного проще приходить учиться летать, потому как там народ более обеспечен. То, что в Усмани детей обучают бесплатно за счет средств соучредителя – это очень круто. Не понимаю детей, особенно из окрестных сел и деревень, которые не приходят сюда на обучение. Если бы в моем детстве был рядом такой аэродром и такие возможности, я бы дневал здесь и ночевал. - А как часто проверяют ваш клуб? Как вообще государство контролирует вашу деятельность? - Теоретически они, конечно, могут все проверять, и, наверное, проверяют, но лично я еще ни разу не встречался с этим процессом вживую. Правда, есть некоторые ограничения по взлетам, установленные близлежащим муниципалитетом, есть какие-то требования экологов. Но это все как-то проходит в спокойном режиме. Там вообще система взаимоотношений властей и граждан другая - не палочная. И покатушки за деньги вполне легальны. Правда, деньги идут в общую кассу, в бюджет клуба – тот, кто катает, ничего не получает. - Сколько стоит ознакомительный полет? - Затяг на лебедке и полет минут 10 обойдется в 3 тыс руб. При этом человеку обычно приходится ждать инструктора и не факт, что полетишь. Если же пассажир хочет установить фиксированное время и гарантированно полетать, то придется заплатить 10 тыс руб. - А вы остаетесь там на ночь? Есть городок, инфраструктура? - Конечно. Также как и в Усмани есть летний городок с домиками и кемперами, ангар, мастерские… - Есть у тебя ощущение, что ты полноправный хозяин клуба? Или, скорее, гость? - Поскольку я русский, в Дании, конечно, я гость везде. Но в клубе практически этого не чувствую… В Дании вообще, как я понял, сильно развит коллективизм и община. Если у нас когда-то был негласный лозунг: «Если это общее, значит ничье», то там – «Если общее, то оно наше». Хотя раздолбайства тоже, конечно, хватает как и везде… - Давай еще поговорим про обучение? Итак, как стать планеристом в Дании? - Ты приходишь, платишь взнос и начинаешь летать. Там все начинается с практики, причем инструкторами каждый раз у тебя выступают разные пилоты – у кого дежурство, тот с тобой и занимается. Мне кажется, это очень здорово! Теорию изучают зимой – тратить на это время летом жалко. Потом делаешь медицинскую справку – за полчаса в одном кабинете на пять лет. По деньгам - чтобы получить пилотское нужно заплатить клубный взнос - 75 тыс руб, теория - 5 тыс, медкомиссия - 15 тыс, экзаменационный тест – около 15 тыс… И с этим пилотским можно спокойно летать во многих странах, но жаль, что не в России. Есть в клубе и тренер, который занимается с теми, у кого уже есть пилотское – он ставит перед планеристами задачи и помогает им развиваться, а не летать по кругу над аэродромом. - А ты собираешься валидировать пилотское? - Если этот процесс будет простым и понятным, то да. А на лишние сложности я не готов, не люблю иметь дело с бюрократией… - Как, на твой взгляд, можно реально улучшить ситуацию с планерным спортом в России? Есть какой-то волшебный пинок? - Мне кажется, что в стране много базовых проблем. И пытаться улучшить отдельные элементы – это полумеры. На мой взгляд, одна из проблем в неправильном распределении ответственности – ее слишком много на органах (отсюда и запретительные меры работы) и слишком мало на пилотах. А если пилоты сами будут нести ответственность за все, что с ними происходит, у них сформируется и другое отношение к полетам, и к страховке, и к матчасти… Думаю, тема перераспределения ответственности актуальна и для остальных сфер российской жизни…

25.07.2019   На аэродроме Усмань проходит Чемпионат Воронежской области
Прошло 8 соревновательных полетов на Чемпионате Воронежской области, который проходит на аэродроме Шаршки-Усмань в формате чемпионата выходного дня.
15 участников приезжают каждые выходные сюда с Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа и Орла, чтобы посоревноваться с погодой и пройти маршрут. Часть пилотов уже выполнило необходимые нормативы для первого разряда.

25.07.2019   Возобновились полеты в Орле
После долгого перерыва возобновились полеты в Орле на аэродроме Пугачевка. Теперь вы можете совершить так ознакомительный полет, а также пройти обучение.

Телефон для связи 89103036065-(планерное направление) Сергей Васильевич
Новая страница в Фейсбуке. открыть
Сайт аэроклуба открыть

25.07.2019   22-й Чемпионат Мира по пилотажу на планерах проходит в Румынии
Наша сборная принимает участие в Чемпионате Мира по пилотажу на планерах. Впервые за долгий срок наши пилоты не борятся за звание чемпиона в самом престижном и сложном классе - Unlimited, но это компенсируется первым участием в классе Advanced, где летают наши молодые спортсмены. А опытные пилоты - чемпионы Мира помогают им достичь хороших результатов и вырасти в чемпионов.
От России выступают Мария Гаврилина и Олег Ларионов.
Сайт http://www.wgac2019.ro

25.07.2019   Итоги Чемпионата Европы от Сергея Серова
Закончился очередной Чемпионат Европы в новом для меня месте: Адская смесь высоких гор, лесистых холмов и придунайских равнин Приевидза. Погода была хороша, даже чересчур: 16 из 20 летных дней, налет больше 70 часов, 12 разыгранных упражнений. Под конец начала чувствоваться усталость, каждый день как на работу, все близлежащие горки и потоки были изучены и задокументированы.
Было все, от чувства полного бессилия и отчаяния когда конкуренты уходят на прямой в точку на горизонте, до ощущения превосходства когда догнал паровоз с европейским планерным бомондом стартовав на 5 минут позже и висишь над ним сверху.
Что я вынес самое главное? Прописные истины: Побеждает тот кто делает меньше ошибок. Ведь даже казалось неуязвимые чехи, которые здесь знают каждую елку, могут ошибаться. Что великий Суханек, который уже был трехкратным чемпионом мира когда я первый раз взял в руки дельтаплан в 8 классе, тоже нервничает и косячит.
А самое главное что мы тоже можем побеждать и часто не хватает самой малости для победы. Спасибо Диме Тимошенко за наставничество, Ross Drake за прекрасный планер и конечно Володе Карсакову за помощь.

25.07.2019   Начался Кубок России на аэродроме Решёты
20 июля начался Кубок России на аэродроме Решёты. К сожалению, нелетная погода из-за дымки не дает планеристам подняться в воздух. Причина нелетной погоды пожары в Красноярском крае. Видимость меньше 1000 метров. Ветра нет и всё это стоит на месте.

16.07.2019   Проект Открытое небо
Федерация Планерного Спорта России и Российский спортивный союзом инвалидов в рамках проекта "открытое Небо" в период с 20 июля по 30 сентября 2019г. на базе авиаклуба Щекино и Дней Открытого Неба для инвалидов, не имеющих медицинских противопоказаний и мечтающих о совершении ознакомительных полетов на двухместном планере вместе с инструктором. Инвалиды, направившие заявку на участие в проекте "Открытое Небо" и включенные в список участников получат возможность бесплатно пройти короткую теоретическую и наземную подготовку и совершить полет на планере.
Контакт 2012psm@mail.ru 8 (926) 224-90-51 Сергей Михайлович Потехин

11.07.2019   

11.07.2019   

24.05.2019   Местные процедуры
Местные процедуры Кубок России в стандартном классе планеров
Местные процедуры Кубок России в стандартном классе планеров

24.05.2019   Местные процедуры
Местные процедуры открытый класс Новосибирск
Местные процедуры открытый класс Новосибирск

22.05.2019   Скончался Леонид Васьков
Вчера, на 71 году жизни после болезни умер Леонид Михайлович Васьков. Известный советский профессиональный планерист, человек который даже будучи глубоко в возрасте, летал, а также помогал развиваться отечественному планеризму. Мы и его родной аэроклуб в городе Владикавказ (бывш. Орджоникидзе) лишились одной из своих легенд. Соболезнования родным и близким!

Родился Леонид Михайлович 5 октября 1947 года и почитать его его жизненном пути можно по ссылке .

Всегда когда уходит из жизни планерист, посвятивший этой страсти всего себя, человек с огромным опытом горных полетов, опытный инструктор на самолете и планере, мы теряем больше чем человека и друга, мы теряем большой объем бесценного опыта и знаний, который получить самостоятельно очень сложно и на это нужна вся жизнь. Но Леонид Михайлович делился этим опытом, летал с курсантами в орловском клубе, а также у себя на аэродроме Аэродром Гизель - Владикавказ. Поэтому его частица остается в его курсантах и спортсменах, а, значит, будет продолжаться дело жизни и после его ухода.



Фото сделано на празднике 90-летия планеризма в 2013 году.

03.05.2019   Местные процедуры

11.04.2019   Новые правила
Приказом Министерства спорта Российской Федерации № 295 от 09.04.2019 г. утверждена новая редакция Правил вида спорта по планерному спорту.

Предыдущая редакция Правил от 2010 г. прекратила действие.

С новой редакцией Правил можно ознакомиться на сайте Минспорта РФ