Уважаемые российские планеристы!

В преддверии Нового 2023 года хотелось бы подвести итоги уходящего, 2022-го.

На 2022 год было запланировано 21 спортивное мероприятие. Из них:

  • в классических дисциплинах 15, из них международных 4 (чемпионаты мира),
  • в пилотажных дисциплинах 4, из них международных 1 (чемпионат мира),
  • в классе «начальный» — 2 соревнования.

В результате удалось организовать и провести значительную части от изначально запланированного объема, за исключением:

  • международные соревнования (весной в связи с известными событиями членство Российской Федерации в Международной федерации авиационного спорта (FAI) было приостановлено, участие в международных соревнованиях первой категории стало невозможным);
  • соревнования и тренировочные сборы, которые должны были состояться в районах, где был введен запрет на полеты. По сути, под территорию запрета попали почти все планерные аэродромы европейской части РФ.

Итого реально удалось провести 12 спортивных мероприятий. Из них в ранге Чемпионата РФ, Кубка РФ, Первенства РФ, Всероссийских соревнований — 8.

Несколько слов о чемпионах.

Чемпионат России в клубном классе планеров, проходивший на посадочной площадке «Решеты» — базе Новосибирского областного спортивного авиаклуба (НОСАК), выиграл Масюков Александр. Это очень опытный спортсмен. Он находится в числе лучших пилотов России уже не один десяток лет. Успех в родном для него сибирском небе — закономерность. Начав полеты с потери очков при посадке на площадку, Александр за счет стабильности результатов в каждом упражнении смог в итоге победить. Супер результат!

Кубок России в клубном классе планеров, также проходивший на посадочной площадке «Решеты», выиграл Минский Антон. Вне сомнения, это лучший на сегодня планерист России. Он старается принять участие во всех проводящихся соревнованиях и может конкурировать за звание чемпиона в любом классе планеров. Быстрый рост уровня мастерства Антона есть прямое следствие его полетов на многих международных гонках с участием великих спортсменов современности.

Чемпионат России в открытом классе на новосибирском аэродроме «Евсино» выиграл Виталий Быстров. Открытый класс всегда был самым технически сложным благодаря заложенным в планера этого класса возможностям. Высокое аэродинамическое качество — это не только самые дальние, самые длительные полеты. Иногда это и полеты в условиях, когда планера других классов просто не могут удержаться в воздухе. Виталий давно шел к этому результату. Еще с середины 90-х годов он регулярно принимал участие в чемпионатах в Евсино. Для упорных спортсменов количество, конечно же, обязательно переходит в качество. Победа! И впечатляющий пример для начинающих пилотов.

В 2022 году состоялись соревнования, которых планерное сообщество России давно ожидало. Наконец-то, после более чем 25-летнего перерыва, было разыграно Первенство России в классе «начальный». Напомню, это небольшие планера типа БРО-11М для первоначального обучения молодежи от 12 лет. Участвовали 17 пилотов из 7 субъектов РФ. География принимающих участие в Первенстве — от Магаданской области до Калининградской. Победителем в общем зачете стал Некрасов Леонид из Калининградской МБУ ДО ДЮСШ № 11 по авиационным и техническим видам спорта . Есть обстоятельство, которое заставляет относиться к его победе с изрядным уважением — оценка мастерства пилота в начальном классе — это оценка его техники пилотирования. Так вот погода во время соревнований настолько оставляла желать лучшего, что даже опытные пилоты удивлялись мастерству участников. Боковой ветер с порывами, иногда дождь, иногда совсем не летний холод… Также хочется отметить отличную работу проводившей Первенство организации — ЮПШ им. В.М.Рыцарева (СибНИА) и, персонально, ее директора Лёвиной Е.И. Всё было сделано вовремя, ответственно, с более, чем достойным качеством.

Возрождение ранга Всероссийских соревнований. Основным мотивом участвовать в соревнованиях для начинающего пилота является возможность получения опыта для выхода на соревнования уровня чемпионата России. Но сложившаяся практика допуска на этот уровень подразумевала довольно долгий процесс наработки спортивного опыта на соревнованиях, традиционно считавшихся «учебными» и не интересных для сильных спортсменов. Всероссийские соревнования имеют необходимый статус, чтобы участие в них было привлекательным для мастеров и допускало участие начинающих пилотов. Теперь можно выполнять 1 разряд в условиях реальной спортивной борьбы.

Спортивные звания. Первые разряды удалось подтвердить или вновь выполнить более, чем 20 пилотам. КМС — один человек. МС — 2 человека.

Проблемы планерного спорта в 2022 году.

  1. Перенос соревнований из европейской части не позволил провести спортивные мероприятия в г. Усмань и г. Орёл. ФПлС обратилась к аэроклубам Сибири с просьбой принять на своей территории запланированные в европейской части страны соревнования. Аэроклуб «Решеты» пришел на помощь и изменил свои планы работы для включения в них Кубка России в клубном классе. Объективно, основная трудность в принятии таких соревнований это обеспечение планерами участников. Аэроклуб «Евсино» предоставил несколько недостающих планеров, что позволило увеличить представительство и конкурентность. Прекрасный пример взаимодействия клуба ДОСААФ и клуба АОН. Очевидно, что запрет полетов может сохраниться так долго, что затронет и ЕКП2023. Федерация оказалась не готова к таким изменениям. Сворачивание лётной работы европейских ЦПАК Орёл и АТСК «Сапсан» показало, как мало в России сильных аэроклубов, которые могут принять соревнования масштаба чемпионата РФ. В случае отмены полетов в европейской части вариантов для замены крайне немного — сибирские аэроклубы и Казанский АТСК. Ответ на вопрос, почему же планерных аэроклубов так мало, лежит в области общей проблематики авиации общего назначения в нашей стране. Бюрократически обременительное для владельца воздушного судна законодательство и запретительная правоприменительная практика — основные препятствия для развития планеризма и планерного спорта. Очевидно, федерации следует активнее искать способы участия в законотворческом процессе и пытаться влиять на содержание вновь принимаемых законодательных актов.
  2. В 2022 году у сборной РФ нет опыта международных соревнований. Без него уровень спортсменов сборной страны, а за ним и уровень чемпионатов России неизбежно снизится. В таких условиях категорически необходима организация тренировок в тех районах мира, где еще есть условия для легальных полетов российских пилотов.  Федерации необходимо уже к следующему летному сезону предложить пилотам сборной возможности для такой тренировки.
  3. В случае действия обстоятельств, сокращающих количество запланированных спортмероприятий, провести чемпионат с большим количеством участников весьма затруднительно из-за малого количества воздушных судов на планерных аэродромах. Одно из препятствий для увеличения флота соревнований, а значит и роста их спортивного уровня — большое время и цена транспортировки планеров с аэродрома на аэродром. Федерации необходимо приступить к работе по созданию специализированного транспорта для планеров. Этот транспорт сможет помочь, также, для организации зарубежных тренировок сборной страны.
  4. Прочие проблемы планеризма не отличались от стандартно проявляющихся:
  • нет авиационного учебного центра, где обучали бы пилотов планера;
  • не налажена работа со спонсорами и СМИ;
  • не создана система эффективной подготовки начинающих спортсменов

Мы с вами много сделали, чтобы в новейшей истории России 2022-й планерный год оказался не последним для отечественного планеризма. Будем надеяться, что 2023-й год проявит себя благосклоннее к нашей стране, нашему народу и планерному спорту, чем 2022-й. Нам с вами больше ничего не остается, как делать, что должно и тем давать будущему шанс наступить! С наступающим вас 2023-м планерным годом! Много, быстро и далеко летать вам, друзья и коллеги!

Президент Федерации планерного спорта России, Дмитрий Тимошенко.